By Дубровин О.Н. - Last updated: Четверг, Октябрь 5, 2023 - Save & Share - Leave a Comment
С 1 марта 2022г. в Гражданском кодексе РФ появились личные фонды.
Личный фонд – разновидность «разделённой собственности». К таким механизмам относятся трасты в англо-саксонской правовой системе и фонды в континентальной правовой системе.
При «разделенной собственности» собственность отделяется от собственника, и в дальнейшем живёт «собственной жизнью», направление которой задал собственник в момент учреждения фонда\траста. Последующий контроль собственника существует, но он может быть ограничен по сравнению с полноценными правами собственника.
2 замечательные статьи Steen Thomsen (Стин Томсен), профессора Центра корпоративного управления , Копенгагенская Бизнес-школа (Center for Corporate Governance, Copenhagen Business School) на сайте ssrn.com посвящены 2 огромным транснациональным компаниям – шведской Ikea и индийской Tata.
То, что объединяет IKEA и Tata:
1. Обе компании в конечном итоге контролируются через механизмы «разделённой собственности» – IKEA контролируется фондами, Tata трастами.
2. Обе компании управляются не только (Tata) и не столько (IKEA) семьей основателя.
3. Обе компании имеют цели, большие, чем простое получение прибыли.
1. Бизнес-империя IKEA разделена на 4 сегмента. Из них два – Inter IKEA Holding и Ingka Holding – являются ключевыми, и не принадлежат семье основателя Ингвара Кампарада, а контролируются специально созданными фондами.
Inter IKEA Holding контролируется фондом Interogo foundation. Фонд создан в Лихтенштейне и относится к т.н enterprise foundation (“Unternehmensstiftung”)
Ingka Holding контролируется фондом Stichting INGKA foundation. Фонд создан в Дании с благотворительными целями.
Семья основателя Ингвара Кампрада не имеет какого-либо определяющего контроля в фондах, наследники основателя представлены в меньшинстве. В органах Interogo foundation только один наследник с фамилией Кампрад, в управляющих органах фонда Stichting INGKA foundation – два. Остальные – независимые директора.
Цель, которую преследовал основатель IKEA Ингвар Кампрад, создавая такую структуру – попытка обеспечить максимальную продолжительность существования самого концепта IKEA и бизнеса IKEA, и максимальное сохранение IKEA независимой.
Как написал сам Камрад – «Никто не гарантирует компании или концепту вечную жизнь, но никто не сможет бвинить меня в том, что я не попытался это сделать» (“Nobody can guarantee a company or a concept eternal life, but no one can accuse me for not having tried to.”)
Коцепт IKEA – в «Завете продавца мебели», который написал Кампрад: «Создавать лучшую повседневную жизнь для многих людей, предлагая широкий ассортимент хорошо продуманных, функциональных товаров для дома/мебели по таким низким ценам, чтобы как можно больше людей смогли их себе позволить.» («To create a better everyday life for the many people by offering a wide range of well-designed, functional home furnishing products at prices so low that as many people as possible will be able to afford them.»)
Отдельно стоит заметить, регистрация фондов IKEA в Люксембурге и в Дании, а не в родной Швеции, может иметь второстепенной целью и какие-то элементы налогового планирования. Что совершенно не отменяет всё вышесказанное.
2. Индийская Бизнес-империя Tata – огромный конгломерат, который действует во многих отраслях (сталь, электроэнергия, цемент, мыло, полиграфия и издательское дело, авиация, химическая промышленность, бытовая электроника, коммерческие автомобили и локомотивы косметика, кондиционеры, фармацевтика, чай и кофе, информационные технологии, финансовые услуги, автозапчасти, телекоммуникации, легковые автомобили, розничная торговля и страхование) в Индии и за её пределами.
Вся огромная бизнес-империя Tata контролируется 2 трастами, созданными представителями семьи Тата – Sir Dorabji Tata Trust и Sir Ratan Tata Trust. В качестве основных целей учреждения трастов уазана благотворительность. Трасты безотзывные (irrevocable trust) – не могут быть отменены учредителем.
Управляющие органы трастов включают представителей семьи Тата, которые имеют существенное влияние, но не имеют полного контроля – в органы управления включены также не члены – семьи-выходцы из управленцев конгломерата Тата.
Как и у IKEA, у Tata есть цель, большая чем просто зарабатывание прибыли. Корпоративный девиз Tata – «Улучшая качество жизни в сообществах, которых мы обслуживаем» («Improving the quality of life of the communities we serve»). Подробно о социальной и благотворительной деятельности Tata в статьей Сергея Леонидовича Голубицкого в «Бизнес-журнале» в 2008г. (статья есть по ссылке https://sgolub.ru/publications/tata/, написано как всегда у С.Л. Голубицкого очень увлекательно и живым языком)
Профессор Steen Thomsen пишет о предположении, что структура собственности и ориентация не только на прибыль – фактор успеха Tata. Потому, что классиеские акционеры\владельцы были бы против длительных проектов с низкой доходностью, а также против социальной и благотворительной деятельности компании.
Что касается Российской Федерации. На 28 сентября 2023г. в Едином государственном реестре юридических лиц 11 личных фондов, в апреле 2023 их было 5. И пока у меня есть подозрение, что регистрация этих личных фондов к изыскам корпоративного управления не имеет отношения, а скорее это попытка разного рода «схематоза» с целью спрятать активы, а с августа 2023г. – еще и налогового. Насколько я прав в этом своём подозрении будет понятно лет через 5-7. Тогда же и увидим насколько этот “схематоз” будет обрушиваемым или устоит.
Posted in Личные фонды • • Top Of Page